Из официального сайта ОАО "Универсальная электронная карта” -
http://www.uecard.ru/
"На основании Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уже с 1 января 2012 года начнется выдача гражданам России универсальных электронных карт для обеспечения им доступа к государственным, муниципальным и иным услугам, а также возможности оплаты указанных услуг.
Универсальная электронная карта - единый федеральный стандарт. Она придет на смену всем социальным картам, которые локально выпускали субъекты федерации, а также заменит многие другие документы, такие как, например, полис обязательного медицинского страхования, студенческие билеты, проездные документы на транспорте и многие другие.
С помощью карты можно будет получить государственные, региональные и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, инфокиосков, персональных компьютеров, оснащенных считывателем, мобильных устройств. Универсальная электронная карта также будет приниматься в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Достаточно поднести карту к бесконтактному считывателю.
Универсальная электронная карта также может использоваться при очном обращении в государственные и прочие организации для ускорения обслуживания граждан.
Подобно обычной банковской карте универсальная электронная карта может использоваться для оплаты товаров и услуг в магазинах и любых других организациях.
В отличие от социальных карт, универсальную электронную карту можно применять для получения услуг в любых регионах страны, а не только в своем "домашнем" регионе.
Ожидается, что с помощью универсальной электронной карты будет доступно свыше 1000 государственных и региональных услуг и свыше 10000 коммерческих. Выбрать нужные услуги каждый гражданин сможет в своем личном кабинете на портале Федеральной уполномоченной организации "Универсальная электронная карта". По-умолчанию включены только несколько федеральных государственных услуг, связанных с медицинским и пенсионным обеспечением и услуга банковских платежей.
Мы надеемся, что удобство, надежность, безопасность и широта доступных услуг сделают универсальную электронную карту популярной у всех без исключения граждан нашей страны.”
Смысл нововведения заключается в том, что каждому гражданину РФ будет выдана универсальная электронная карта, выполняющая следующие функции (далее текст Федерального закона 210-ФЗ):
1) идентификацию пользователя УЭК в целях получения им доступа к государственным услугам и услугам иных организаций (то есть это документ, удостоверяющий личность – прим. Т.Ч.);
2) получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);
3) получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);
4) получение банковских услуг (электронное банковское приложение)». Также законом предусмотрено, что список этих функций будет постоянно расширяться: УЭК станет заменой водительских прав, студенческого билета, проездного билета, медицинской карты и т.д. - (http://er.ru/text.shtml?18/8406,110048)
Фактически УЭК – это единая информационная система, концентрирующая информацию обо всех сторонах жизни граждан РФ: здоровье, доходах, собственности, социальном обеспечении, совершении человеком всех юридически значимых действий, личной и семейной тайне. Подробно об этом можно прочитать на официальном сайте ОАО «Универсальная электронная карта» (федеральной уполномоченной организации по реализации этого проекта) - (http://www.uecard.ru/for-sitizens/what-is-uec-citizens-general) .
Основные угрозы безопасности личности и общества, возникающие в результате введения УЭК:
1. Практическая невозможность получения государственных услуг в случае отсутствия УЭК. Несмотря на то, что законом предусмотрена возможность отказа от получения УЭК, не определены альтернативные механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг. Таким образом, после 2015 года, когда все государственные и муниципальные услуги (в соответствии с поручением Президента) будут переведены в электронную форму, те граждане, которые отказались от УЭК, станут бесправными изгоями общества. Формируется система, при которой вся жизнь человека ставится в зависимость от наличия и нормального функционирования электронного устройства. Отсутствие УЭК лишает гражданина возможности реализовать свои конституционные права – получить государственные услуги.
2. Централизация в одной информационной системе персональных данных о всех гражданах России представляет собой колоссальную угрозу, так как возможное нарушение конфиденциальности или целостности данной системы приведет к полной потере защиты от покушений на их личную безопасность. Фактически само существование базы данных сведений о личной жизни всех граждан России становится потенциальной возможностью контроля и манипулирования ими, особенно учитывая тот факт, что в настоящее время вопросы защиты персональных данных не решаются должным образом (что я лично могу подтвердить как специалист по обеспечению информационной безопасности).
3. В связи с тем, что операторами выполнения платежных операций по УЭК становятся коммерческие банковские структуры, возникает угроза злоупотребления ими своим положением при оказании жизненно важных услуг, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью. Фактически между государством и человеком возникает коммерческий посредник, умышленное или неумышленное нарушение работы которого приводит к невозможности для человека получить медицинскую помощь, обратиться в правоохранительные органы и так далее.
4. Наконец, самая элементарная опасность заключается в том, что аппаратная и программная база, на основе которой строится система УЭК, на 100% представлена зарубежными продуктами. Хотя речь идет не просто о стратегически важной для государства системе, а о потенциальном объекте атак со стороны любого противника, заинтересованного в контроле над гражданами РФ и дестабилизации ситуации в обществе.
Темпы и настойчивость, с которой органы власти готовятся к внедрению УЭК, несмотря на многочисленные протесты общественности, вызывают недоумение. 9 марта 2011 года Московской городской Думой в спешном порядке был принят закон «Об универсальной электронной карте», хотя в адрес депутатов поступило свыше 10 тысяч обращений от граждан с требованиями отклонить этот закон или внести в него поправки, обеспечивающие равные права и свободы граждан, получивших УЭК, и отказавшихся от ее получения. Однако принятый закон также не регулирует положение граждан, отказавшихся от УЭК, что лишает их возможности получить государственные услуги.