Квантовый Переход 2012
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Календарь
Календари для ucoz


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пользователи
Гости

Николай РерихНиколай Константинович Рерих - выдающийся художник, ученый, философ, мистик, масон, археолог, поэт и педагог, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге, умер в Индии в 13 декабря 1947 года.

Он культурный деятель России XX века: автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Русский художник (создатель около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира), писатель (около 30 литературных трудов), путешественник (руководитель двух экспедиций в период 1923—1935). Оказал особое влияние на развитие течений нью-эйдж в России.

 Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века.

Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был очень образованным человеком, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

 С детства Николай увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, появляется интерес к древней Руси, к русской истории. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

Познакомившись в 1895 году с В. В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, Рерих начинает серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.

 Большую роль в формировании таланта юного художника сыграл А.Куинджи, в мастерской которого Рерих начинает серьезно работать над пейзажами с натуры, создает первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси. Славяне".

Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие стари-ны, умение передать особый аромат древней эпохи.

В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.

В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительную деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр "Венец мира", цель которого – культурное сотрудничество народов разных стран. В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха. В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем – на Восток, решив осуществить давнюю мечту – путешествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советском правительству несколько своих работ. Летом 1926 года художник – на Алтае, затем через Сибирь едет в Монгольскую Народную Республику и путешествует по пустыне Гоби, Цайдаму, Тибету, через Гималаи – к начальному пункту маршрута – городу Дарджилингу. Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные результаты: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) совместно с женой Еленой Рерих организует Гималайский институт научных исследований. Институт получает имя «Урусвати», в честь Е.И.Рерих, а директором института становится их старший сын, Юрий Рерих. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.

 Институт был задуман и основан, как научно-исследовательский центр в Гималаях для работы в различных областях науки: археологии, лингвистике, медицине, биологии, этнографии, астрономии, метеорологии, ботанике и др.

 К деятельности института были привлечены известные ученые и деятели культуры – А.Эйнштейн, Л. де Бройль, Р.Милликен, Н.Вавилов, С.Гедин, Р.Тагор, С.Радхакришнан, Дж.Боше и др. Печатные работы института представлены в журналах «Урусвати», первом томе библиотеки «Tibetica».

 Научные изыскания, проведенные в Институте «Урусвати», были представлены на VIII Междуна-родном конгрессе ориенталистов в Лейдене, Международном антропологическом конгрессе в Сорбонне и других научных конференциях. В середине 30-х годов издания и деятельность Института "Урусвати" прекратились из-за кризиса и начала Второй Мировой Войны.

 Идеи Е.И.Рерих и Н.К.Рериха находят свое воплощение в деятельности многочисленных Обществ

им. Н.К.Рериха во всем мире, в работе музеев, институтов, научно-исследовательских центров.

 В июле 1947 года Николаю Рериху была сделана операция, и врачи прописали больному постельный режим. Но художник как раз готовился к возвращению на родину, в Россию, и не хотел ни на миг прекращать работу по подготовке к отправке более 400 своих картин, продолжал работать за мольбертом. За этими хлопотами забылись предупреждения врачей о недопустимости переутомления. Вскоре он умер, а через два дня перед домом запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона был водружен большой камень. На лицевой стороне высечена надпись: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ". ("Ом Рам" обычно переводится как "Да будет мир".)

 Каменотес, выбивший надпись, добавил от себя на обратной стороне монумента: "Этот осколок горного утеса был занесен сюда издалека".

 Его верными соратниками всегда оставались жена, Елена Рерих, и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).

Наследие Н.Рериха

 Общее число живописных полотен Николая Рериха колеблется (по оценкам искусствоведов) от пяти до семи тысяч.

 Литературное наследие Н.К.Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи - "духовные воззвания".

В обширном литературном наследии Николая Константиновича есть и поэтический сборник "Цветы Мории", вобравший стихи 1900-1910-х годов. Горький назвал их "письменами". Подобные "учительной" поэзии древности эти стихи, как и многие страницы сказочно-мифологической прозы Рериха, выразили нравственные и религиозные идеи, проповеди которых, он посвятил свою жизнь. Близкий в своем мировидении и эстетике Достоевскому, Л. Толстому, Вл. Соловьеву, Вяч. Иванову, Рерих верил во внереволюционное преображение бытия через самосовершенствование каждой личности на путях "положительных начал" Добра, Красоты, Любви, Братства ("Берегитесь утверждать 'Я' и 'Нет', – учил художник).

Обширная просветительская деятельность Н.К.Рериха по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры привела к тому, что на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 году в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Рерих всегда оставался патриотом своей Родины, внес неоценимый вклад в сближение советского и индийского народов.
Карта
Часы
Translation
Disign by For.uCoz.net© 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

Загрузка...